Как сделать так, чтобы прошлое отпустило.
Никак. Прошлое никогда не отпустит. Не мудро думать, что мы можем как-то забыть тот самый момент из прошлого, который не дает нам покоя в настоящем. Это память. Память легко воспроизводит и освежает всё. И чем момент этот в памяти больнее, тем острее он возникает в виде тех же самых чувств, какие мы испытали тогда.
Это слишком уж примитивный призыв: не живи прошлым. Как это? Никому ещё не удавалось стереть память. Память, опыт, события прошлого — это наш капитал, это наша собственная уникальная школа. Нет такой опции, как очистить всё это.
Мне представляется шахматная партия. Но не такая, когда если что-то пошло не так, то можно вернуть все фигуры на поле и начать заново, а одна единственная партия. Единственная, второй не будет. И вот партия началась. Так случается вдруг, что теряешь ферзя прямо на старте, по неопытности, по халатности, просто зевнул. Ферзя, как главной фигуры у тебя больше нет: ты понимаешь, что конечно же, не всё потеряно, что нужно партию вести, играть тем, что остается, но… Как забыть, что ты потерял ферзя? Потерял главную силу? Каждая последующая игровая ситуация будет напоминать тебе об отсутствии ферзя, и о той ошибке, которую ты допустил в начале партии. И то и дело в мыслях будет возникать: если б только я тогда не ошибся… было б всё по-другому. Потерю этой важной фигуры не забыть до конца партии.
Еще у болезненных моментов прошлого, какие мы хотели бы стереть из памяти, есть интересное свойство. По мере нашего взросления, по мере накопления опыта, они становятся еще более резкими, более ярко выраженными, более ясными, отчетливыми. Это потому что мы смотрим на эти болезненные для нас моменты уже зрелым взглядом, всё более и более опытным. Мы не только с годами этих эпизодов не забываем, но храним их со временем еще более надежно. Это память.
Я не верю в практики, предлагающие избавиться от ран прошлого тем, чтобы “жить настоящим”. Я не знаю ни одного человека, который “живет настоящим”. Это же иллюзия.
Что такое “жить настоящим”, когда главное свойство нашего мышления — это хаотичное сплетение воспоминаний, начиная с воспоминаний “о вчера”, и заканчивая… ничем не заканчивая, а продолжая тревогами о будущем, фантазиями, историями, которые наш мозг генерирует беспорядочно, но искусно? Нет никакого “живи настоящим”. Сегодняшний день отмирает поминутно, утра переходят в вечера скачкообразно, и как это может выглядеть, когда поймал текущий момент? Каково это?
Помню, читал где-то… Представьте себе: вы стоите на холме, с которого открывается вид на город — символ вашего прошлого. За спиной у вас тяжелый рюкзак — это символ всего того в вашей памяти, что угнетает вас, тянет назад, лишает покоя. Сбросьте с себя этот рюкзак, оставьте на этом холме и идите.
Нет у нас такой привилегии. Шрам — это навсегда. Как физические увечья — наши боли прошлого всегда будут с нами. Люди в глубокой старости легко воспроизводят острые болезненные моменты детства. Потому что моменты эти, эти демоны-воспоминания были с ними бок-о-бок всю жизнь, до последнего дня.
Всё, что мы можем — менять взгляд. Вот это нам подвластно. Меняя точку зрения, меняешь перспективу. Иная перспектива, иной взгляд на рану прошлого, может менять порождаемые ею эмоции. Так можно эти раны обезболить.
Но забыть — не получится.